Как перестать страдать от одиночества

Одиночество — гнетущее состояние, которое мы проживаем по-разному: кто-то безумно боится остаться без партнера; кто-то считает, что родственникам обязательно нужно все прощать, чтобы в трудный момент не остаться без них; а кто-то чувствует одиночество, когда не занят каким-то делом.

Объединяет эти примеры то, что страдающий от одиночества человек заполняет все свое время другими — работой или общением, отказываясь от своей жизни. Лишь бы не остаться наедине со своими чувствами и мыслями.

Философ Блез Паскаль, рассуждая об одиночестве, писал, что современная культура представляет собой гигантское развлечение, оберегающее нас от одиночества и мыслей о себе. Ему вторил и Ницше: «Когда мы одиноки и спокойны, то боимся услышать чей-то шепот, а потому мы ненавидим тишину и бросаемся в водоворот публичной жизни».

Это живо и сегодня, но усилено стократно доступностью развлечений, отдаляющих нас от себя настоящих: кино, сериалы и игры на любой вкус; виртуальное общение с суррогатом эмоций в виде эмоджи взамен теплому эмоциональному контакту.

Или бесконечный сёрфинг в ютубе и запрещенных соцсетях в поисках быстрого удовольствия. Или столь же бесконечный думскроллинг в попытке найти опору в депрессивных и негативных новостях.

Противоположность одиночеству — питающее, ресурсное уединение. Это состояние с фокусом на себе, а не на переживаниях об отсутствии рядом другого.

Без способности находиться в уединении и черпать из него силы невозможно личностное развитие, целостное долгосрочное планирование жизни. А еще только когда мы научимся быть в уединении и интересоваться собой — становимся более интересны и ценны для окружающих.

Целостность личности притягивает других стабильностью и безопасностью отношений, потому люди чувствуют, что целостный человек принимает свои и сильные стороны, и знает о своих слабостях, о своей тени.

Он принимает себя без вины и стыда за несовершенства, а также без напускной нарциссической бравады по поводу своих преимуществ.

Но как уйти от пугающего одиночества к восстанавливающему уединению?

Сепарация от родителей — обязательная часть такого пути. И сепарация эта — не про физическое отделение (что тоже важно), а про способность не зависеть во взглядах и мыслях от идей и требований родителей. Это не значит их не разделять — а именно не опираться на них как на догмы, если вам это не нравится.

Другая часть пути — исследование себя, поиск своих истинных слабостей и силы, поиск внутренних опор (куда включены ресурсные состояние, места и люди, где и с кем вам хорошо и тп.).

  • Кто-то этот путь проходит благодаря затворничеству и тихому самопознанию: и тут важно не впасть в крайность и совсем не отказаться от общения с другими.
  • Кому-то помогает религия или эзотерические практики: тут важно не подменить внутреннюю силу и ответственность за свой выбор безоговорочной верой в какие-то идеи и высшие силы.
  • Кто-то обращается к психологии и психотерапии как к инструменту не только исцеления симптомов, но и как способу найти экзистенциальные ответы.

В любом случае, вне зависимости от выбора пути, решается одна и та же задача: уйти от опустошающего бессилия из-за отсутствия другого. Уйти не просто куда-то, а к себе настоящей/настоящему, и тем самым отказаться от бессознательного страдания в пользу осознанной ответственности за свою жизнь.

Да, сепарация и поиск себя могут звучать страшно. Но, как писал Фрейд: «Быть абсолютно честным с самим собой — хорошее упражнение».

 

Статьи о психологии

Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.