Что скрывается за Эдипом
Когда мы слышим слово «Эдип», то вспоминаем миф о царе Эдипе, который убил отца и женился на матери. А в психоанализе этот образ давно стал символом сложных отношений ребёнка с родителями, которые достигают своего пика к 5-6 годам.

Более того, эдип является краеугольным камнем при аналитическом лечении: мы можем увидеть многое, взглянув на личность через опыт проживания «эдипова комплекса» — как дети борются за внимание, как ревнуют, как формируется личность и паттерны отношений с противоположным полом.
Но за этой картинкой есть глубже спрятанный пласт — тема инцеста. И тут важно уточнить: речь далеко не всегда о прямых действиях, зачастую не о буквальном, а о внутреннем опыте, который часто присутствует в семье, даже если родители этого не осознают.
И об этом — книга «Инцесты» с работами французских психоаналитиков, которую я недавно изучал, и об идеях которой хочу рассказать. Сразу уточню — это чтиво точно вам не подойдет, если вы не читали базовых психоаналитических текстов, а также если у вас есть опыт подобной травмированности. Но я же попробую описать содержание простым языком.
Инцестуозный опыт — это не столько событие, сколько атмосфера, фон в семье. Это когда границы между поколениями размыты: например, мать не просто мама, а «подруга» или «спасительница»; когда отец видит в дочери не ребёнка, а «единственную женщину, которая его понимает»; когда ребёнка используют для того, чтобы заполнить пустоту взрослого.
Для ребёнка это всегда слишком тяжело, психика не может с этим справиться. Хрупкая душа сталкивается с грузом, который не может вынести: быть и ребёнком, и партнёром, и утешителем.
И тогда возникает напряжение, которое потом проявляется в отношениях уже повзврослевшего ребенка, в чувстве вины и недостаточности, в невозможности быть свободным с близкими людьми
Эдипов комплекс — лишь метафора для объяснения естественной ревности и борьбы ребёнка за любовь. Но за ним лежит куда более тяжёлая правда: дети иногда оказываются втянуты в сценарии, где родители бессознательно нарушают границы. Это и есть инцестуозный опыт — даже если никаких «действий» не было.
Почему важно это понимать? Потому что иначе мы недооцениваем силу последствий: человек может всю жизнь чувствовать, что любовь — это всегда тяжело, что близость связана с виной, что желание «быть нужным» сильнее собственного «хочу». Это корни, уходящие в то самое детское ощущение: «меня выбрали не как ребёнка, а как функциональную замену взрослому».
И здесь важно дать себе право назвать вещи своими именами. Не для обвинений, а чтобы вернуть границы и увидеть: то, что случилось, было слишком. И что «быть собой» и хранить свои желания — это не стыдно и не эгоистично, а естественное право.
За эдиповым мифом стоит не только история о борьбе за любовь родителя. За ним стоит тема инцеста как нарушения границ — явного или скрытого. И только признав это, мы можем по-настоящему отделить любовь от вины и начать строить близость так, чтобы в ней было легче дышать.
К сожалению, у меня нет простого ответа для вас на вопрос «Как же с этим быть?». Но есть ответ честный и единственно мне известный: если узнали себя, разглядев сквозь строки собственную историю — идите в терапию. Только так можно облегчить ежедневную ношу страданий, вызванных инцестуозными отношениями в семье.
Статьи о психологии
Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.
ЧТО Я ЕЩЕ ПИСАЛ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Когда формируются отношения с агрессией и сексуальностью: фаллический характер
Как стать зрелой личностью и пройти все стадии психического развития: генитальный характер
Почему развиваются педантичность и упрямство: анальный характер
Отделение от родителей: когда происходит сепарация и почему без этого человек не станет психически зрелым