Когда формируются отношения с агрессией и сексуальностью: фаллический характер

Фаллический характер соответствует фаллической фазе психосексуального развития, когда на первый план выступают вопросы пола и разницы между полами. 3-6 лет. На этой стадии во многом определяются вопросы сексуальности, активности и агрессивности, соблазнения и подчинения.


Оставаются позади период развития личности, когда вопросы удовлетворения естественных потребностей отступают на задний план, а вперед выходит интерес ребенка к себе и другим, как представителям разных полов. Т.е. ребенок начинает обращать внимание на разницу во внешнем облике и поведении мужчин и женщин. Пытливый ум ребенка пытается найти ответ на вопрос: каковы физические различия между полами, как устроен он, сверстники и родители — и их гениталии. В том числе появляется интерес и к половой жизни родителей. Однако, различать сексуальность во взрослом смысле и любовь дети не умеют, не понимают, но гормоны при этом активны. Т.е. активность есть, а что делать - неясно, и тогда ребенок делает то, что раньше делал буквально от страха - закрывает глаза. Это называется вытеснение.

Однако вытесняется эта активность неполностью, а только ее непонятная, неперевариваемая часть, и тогда остаются рудиментарные фантазии - например, когда мальчик говорит маме "Я на тебе женюсь". Он хочет присвоить объект своей любви и нежности, видя в отце конкурента. У девочек это происходит симметрично. Однако оба - и мальчик и девочка при этом боятся наказания от родителя своего пола. И в целом мы говорим здесь про развитие Эдипова комплекса, но не будем углубляться сейчас в эту тему.

При этом, психологически мальчики отождествляют себя с отцом, а девочки с матерью. Соответственно, они испытывают любовно-эротическое влечение к родителю противоположного пола, который для них является идеалом и пределом мечтаний. Если по какой-то причине родитель отсутствует, то его место в жизни и воображении ребенка может занять любой другой представитель того же пола из ближайшего окружения: брат, сосед, дедушка и т.д.

Задача родителя - ограничить и сказать "Это невозможно, ты вырастешь и женишься/выйдешь подходящего себе избранника". Иначе у ребенка может произойти фиксация на этой фазе, что повлияет на формирование выбора его партнера в будущем, на сексуальную жизнь, на вопросы, в конце концов, обращения с собственной психической энергией вообще.

Часто в этот период происходит переоценка значимости пениса, т.е. пенис становится “слишком важен” не как часть тела, а как репрезентация символической власти и сексуальности (фаллос — это символическое изображение пениса, несущее смысл плодрородия, потентности и т.п.). Тогда вероятно возникновение патологической фиксации. В последующем это проявляется в повышенном тщеславии, психическом эксгибиционизме и чрезмерной чувствительности.

Человек с таким характером живет в предвосхищении нападок на себя и потому предпочитает нападать первым. Его агрессивность и провоцирующее поведение выражается не только в словах и и не в поступках, а в манере говорить и действовать.

А также развивается болезненное неприятие зависимого положения и стремление к доминированию, которое противопоставляется показной гипермаскулинностью (твердость, решительность, жестокость).

Тем не менее в целом мужчины фаллического типа несут в себе определенную «женскую» идентичность, а их поведенческие паттерны не столько отрицают, сколько отражают стремление скрыть это. Обычно такие люди легко производят впечатление на окружающих, сексуально привлекательны и достаточно успешны в жизни и в карьере.

При выраженном фаллически-нарциссическом развитии в межличностных и сексуальных отношениях они ведут себя так, словно обладают огромной энергией и потенцией, любят «делиться» своими успехами и победами с окружающими, демонстрируя определенный эксгибиционизм. Тем не менее их способность получать удовольствие от жизни, общения, работы или секса почти всегда снижена. Образно говоря, энергия либидо обильно расточается вовне, а удовлетворения от разрядки не наступает, что обусловливает бесконечную погоню за удовлетворением.

Женщины, которые неблагополучно прошли эту стадию развития, весьма склонны делать чрезмерную ставку на свою внешнюю привлекательность и способность обольщать. Т.е. в принципе, делают то же, что и мужчины, но только в женском варианте. Они точно также могут коллекционировать не устоявших перед их шармом мужчин, видя в этом наглядное доказательство собственной исключительности и превосходства над соперницами. Очень часто для таких женщин вызовом становится именно «занятой» мужчина (каким был отец рядом с матерью).

Но у женщин с фиксацией на данной стадии может встречаться и совершенно другой тип личности, если вместо того, чтобы принять на себя женскую роль, дама начинает бороться с мужчинами за первенство, пытаясь доказать, что она ничем не хуже сильного пола.  Такие женщины ведут себя напористо и самоуверенно. Также они постоянно пытаются доказать свое превосходство над мужчинами, часто пытаясь их унизить, показать их несостоятельность и некомпетентность. Это стремление может принимать различные формы: подколки, критические замечания, советы, упреки по типу "я тебе говорила…", намеки, сексуальная холодность и "контроль с помощью секса", рукоприкладство, явно выраженный карьеризм.

Только адекватное преодоление фаллической фазы развития позволяет преодолеть амбивалентность межличностных и сексуальных установок ребенка и создает основу для зрелых любовных отношений.

Способность к нормальной разрядке психического и (или) сексуального возбуждения предотвращает формирование реактивных образований и увеличивает возможности для сублимации. В этом случае вместо бесконечного страха лишения и запрета на эмоциональную жизнь Эго обретает способность к естественному выражению влечений и получению удовольствия от жизни.

Использованы материалы с сайта Практическая психология

Статьи о психологии

Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.