Почему нам обидно: как мы контролируем других, но делаем хуже себе
Обида — это невыраженное требование. Обида возникает тогда, когда по ощущениям того, кто ее испытывает, нарушены личные границы, но по каким-то причинам нет возможности равнозначно ответить.
Обида выражается чаще всего в поджатых губах, тяжелом взгляде, особенном тоне и отстраненном поведении. Это выглядит как застывшее состояние перед выплеском агрессии, только выплеска так и не происходит.
При обиде могут быть следующие ощущения:
- Эмоциональная боль
- Ощущение, что обманули или предали
- Раздражение, агрессия, гнев
- Желание наказать обидчика
- Невозможность мыслить рационально из-за спутанности сознания
Обида как привычная ответная реакция формируется в детстве. Ребенок не может на равных со взрослым отстоять свои права и должен молчать в ответ на угрозы, оскорбления или физическое наказание. Возникающие рядом с болью злость, гнев, агрессия не могут проявиться, их по требованию родителя нужно подавлять. Бесследно это не проходит, и тогда вместо запрещенных чувств появляется обида. То есть обида состоит из нескольких других подавленных чувств, например, страха и гнева, и поэтому её еще называют упакованной злостью.
Если в детстве ребенку часто не разрешали проявлять сильных эмоций, то он так и привыкает выражать недовольство обидой. А когда ребенок вырастает во взрослого, то он этот способ продолжает использовать в отношениях и с другими людьми.
На обиду тратится много психического ресурса — ведь агрессия, изначально предназначенная для обидчика, удерживается и направляется внутрь себя самого. Парадокс в том, что делается это ради сохранения отношений, но на самом деле вместо быстрой вспышки, которая могла бы помочь разрядить внутреннее напряжение, это превращается в тянущуюся пытку для обоих партнеров. То есть обида выступает в роли наказания, из-за которого страдают двое.
Прожить обиду — это значит распаковать запечатанную злость и принять свои чувства. В процессе психотерапии можно это сделать экологично. Работая с чувством обиды раз за разом, клиент получает новый опыт и со временем может отказаться от обиды как от привычной реакции. Вместо этого появляется возможность не направлять агрессию на себя, а говорить о своих чувствах открыто; не замалчивать свои желания, а прямо обозначать, что хочется на самом деле. Так отношения становятся честнее и доверительнее — и с другими, и с самим собой.
Статьи о психологии
Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.