Имагинативная психотерапия (символдрама) сегодня: в чем специфика методов работы современных специалистов
Кататимно-имагинативная психотерапия (КИП) – одно из направлений психотерапии, которое базируется на принципах глубинной психологии и привносит в терапевтическое пространство возможность работать с воображением. Это позволяет придать образную форму бессознательным фантазиям, переживаниям и конфликтам для их экологичной, бережной, и, при этом, интенсивной проработки.
О том, что такое КИП я уже писал, и эту статью можно считать продолжением и углублением исследования положения КИП в современном пространстве психотерапии. Я полагаю, что настоящая статья будет полезна больше психотерапевтам и психологам, но также приглашаю к прочтению и просто интересующихся психологией.
Связь КИП с современной психоаналитической психотерапией
Процесс развития КИП во многом обусловлен процессом развития психоаналитических идей. Упуская пренебрежимые детали, путь этого процесса можно условно определить развитие таким образом: психоанализ Фрейда позволил сформироваться аналитической психологии Юнга, на основе методов которой Лёйнер обнаружил и описал целительность образов (в процессе, методологически отличном, но похожем на активное воображение Юнга) и положил начало развития системы работы с имагинациями. Какое-то время после этого метод работы с имагинациями «искал» точки опоры, «приспосабливаясь», в том числе, к разным модальностям. Однако сегодня, в том числе в связи с вышеописанным путем развития, именно расширение психодинамической психотерапии за счет имагинаций выглядит наиболее логичным следствием развития и психоаналитической идеи, и КИП.
Сегодняшнее представление КИП как универсального и эффективного расширения в работе психодинамического психотерапевта соответствует и герменевтическим позициям психоаналитической психотерапии: в процессе работы с образом может быть «расшифрован» и исследован не только сам образ через содержащиеся в нем символы, но и перенос и контрперенос, сопротивление и регресс. Помимо этого можно обнаружить в символическом представлении прошлое пациента – его травмы и фиксации, настоящее – актуальные переживания, и будущее – включая потенциальную возможность психики справляться с существующими проблемами и обнаруживать потенциал в динамике ее развития (в том числе и динамику терапии).
Символ в КИП
Одновременно с этим, считаю важным отметить преемственность понятия «символ» в КИП относительно аналитической психологии. Понимание символа в рамках КИП соответствует точке зрения Юнга на различия между символом и знаком в его ограниченном значении или ядре значений, на множественность значений «символа», а также на связь символа со способностью души исцелиться.
Аналитический психолог Роберт Джонсон консолидирует знания о символах и их практическом значении следующим образом: «Бессознательное проявляет себя посредством языка символов. Бессознательное может преодолеть пропасть между ним и осознающим разумом двумя способами. Один способ – это сновидения; другой –воображение. Душа создала эти сложные системы связи для того, чтобы бессознательное и сознание могли общаться друг с другом и вместе работать. Бессознательное изобрело специальный язык, который используется в снах и в воображении: язык символизма».
В учебном пособии по работе с имагинациями в психодинамической психотерапии У. Барке и К. Нор пишут: «В отличие от аллегории, кода или эмблемы, содержание символа не следует трактовать однозначно, поскольку символ принципиально имеет бесконечное множество интерпретаций». И далее: «Сегодня сложился консенсус, согласно которому способность символизировать развивается в результате отложения в психике детского опыта взаимодействия с опекающими лицами и что эта способность служит для обработки желаний, страхов и конфликтов».
Имагинации наполнены символами. И тогда анализ имагинации – это, с одной стороны, про атомарный анализ его составляющих символов, а с другой — про анализ образа как процесса, который является изоморфным отображением системы психического функционирования пациента и в момент представления имагинации, и в общем смысле.
Особенности развития психодинамической психотерапии
Говоря про особенности развития психодинамической психотерапии сегодня, следует, в первую очередь, сказать про существующую инструментальность. Сегодня уже сложно представить классический психоанализ в традиционной его парадигме: даже без учета появляющихся терапевтических методов, эволюционирует и теория – например, широко используется теория объектных отношений, на основе которой возникают методы, влияющие и на ход аналитической работы – например, исследование сновидений с точки зрения объектного подхода.
Использование таких методов обусловлено поисками наиболее эффективных, быстрых и безопасных способов помочь клиенту. Но для того, чтобы эти поиски не превратились в исключительно эклектичное смешение разрозненных техник в арсенале практикующего психотерапевта, важно проводить теоретические исследования обоснованности и согласованности методов, и тем самым не допускать формирования лоскутности в понимании психоаналитического метода. Хотя это может выглядеть очень соблазнительно, особенно для неофитов, познакомившихся с тем или иным разрабатываемым методом.
Во-вторых, один из важнейших фокусов в современном развитии психодинамических подходов сосредоточен вокруг отношений терапевта и клиента, т.е. вокруг переноса и контрпереноса. Меняется роль терапевта – не смотря на сохранение позиции абстиненции, о которой писал Фрейд, сегодня психотерапевт становится более активным участником процесса. Тогда можно говорить о том, что каждая терапевтическая пара уникальна, и более того – постоянная работа терапевта с контрпереносом, рефлексия становится одной из важнейших компетенций психотерапевта.
В этом случае появляется дополнительная необходимость в способности клиента обрабатывать в терапии то, что не было изначально им «переварено». И если «это» не может быть обработано им сознательно, то появляется внутренняя потребность в бессознательной работе, что напрямую связано с функцией символотворчества и способностью к символообразованию. Таким образом, особенно важной становится особая подготовка психотерапевта и наличие соответствующих способов в работе с образным материалом. Использование методов КИП позволяет решить эту задачу.
Так становится очевидна необходимость учитывать КИП в работе психоаналитического психотерапевта не просто как «еще одного» работающего инструмента в дополнение к классическим техникам, но как научно обоснованное и при этом преемственное расширение современного психоаналитического метода, отвечающего на запрос сегодняшних пациентов.
Современное состояние КИП
Тогда важно обсудить и современное состояние КИП: в первую очередь, я считаю важным учитывать характер основных запросов клиентов, которые приходят в терапию, для того, чтобы метод мог также развиваться в связи с актуальными запросами тех, для кого он развивается.
Поэтому я считаю важнейшей тенденцией возможность работы в рамках КИП с пациентами, которым сложно говорить о себе; с пациентами с существенно представленной рационализацией; с пациентами, у которых затруднена и нарушена способность к символообразованию, что затрудняет, в частности, работу и других глубинных терапевтических методов.
Эти группы пациентов, не смотря на наличие терапевтического запроса, просто не могут на вербальном уровне заявить о себе, своих бессознательных процессах или переработать нагруженный конфликтный материал. Важно, что имагинация способствует высвобождению образных представлений пациента, а прикосновению к эстетической стороне образа может оказаться целительным контактом с собственным ресурсом, что у вышеописанных пациентов обычно затруднено или существенно ограничено.
Говоря о других перспективах КИП, отдельно хочется отметить и существующую тенденцию к тому, чтобы начинающие специалисты психоаналитического направления изучали метод работы с имагинациями для более быстрого, но при этом достаточно глубокого, входа в профессию. Я считаю это полезной базой для начала терапевтической практики, но психоаналитическое образование и классическую методологию нахожу первичной.
Важно также учитывать, что то важнейшее, что объединяет метод КИП, применяемый в рамках краткосрочной и долгосрочной психодинамической психотерапии — это идея про символообразование как про важнейшую часть процесса исцеления психики.
Для реализации наиболее эффективного развития и использования развитой символотворческой способности, терапевту необходимо, с одной стороны, четко придерживаться терапевтической рамки, понимать важность этапов работы с имагинацией и возможных сложностей в связи с сопротивлением.
С другой стороны, в зависимости от потенциальной длительности терапи инеобходимо придерживаться баланса между этими жесткими составляющими, обрамляющими имагинацию, и непосредственно творческим процессом, задействующим воображение. Т.е., например, в случае краткосрочной терапии, фокусированной больше на работе с симптомами, мотивы следует выбирать из базовой и средней ступени для более быстрой и даже несколько буквальной обработки и переработки актуальной симптоматики и ее метастаз бессознательным пациента.
В случае же длительных случаев психотерапии мне кажется наиболее уместно (со временем) предлагать образы и высшей ступени, а также применять техники нулевого структурирования и ассоциативного шлейфа для того, чтобы позволить пациенту свободно исследовать собственное психическое пространство, и в том числе обнаруживать уязвимости структуры. Это отличается от краткосрочной работы с направленной и фокусированной проработкой симптомов, отношений и, в ряде случаев, конфликтов. Конечно, в процессе работы, в любом случае, нужно обязательно «сверяться» с контрпереносом и структурой пациента.
Перенос, контрперенос и сопротивление в КИП
Как уже было упомянуто выше, к современным акцентам в развитии психоаналитической психотерапии относится работа с переносом и контрпереносом. Стоит обозначить их место и в рамках КИП. В первую очередь, важно отметить, что особенности переноса и контр-переноса в рамках КИП могут быть обнаружены на протяжении всей работы с имагинациями: от момента предложения терапевтом работы с имагинацией до завершения работы с ней, и в том числе и постобратки посредством работы над рисунком или терапевтичекой беседой об образе. Также для прогнозирования вектора работы я особенно обращаю внимание на первичную имагинацию, которая, как и первичное сновидение, манифестирует динамику отношения пациента к самой терапии, к терапевту, демонстрирует его актуальное состояние и те отношения с внутренними объектами, которые могут быть проявлены и в отношениях с терапевтом.
Говоря о контр-переносе, я обращаю внимание не только на то, когда и какие образы я предложил для работы, но также и на те ситуации, когда я заранее планировал какой-то образ (т.е., например, непосредственно до сессии) или, когда выбирая из нескольких образов перед непосредственной вводной инструкцией, я выбрал какой-то один: и тогда тем важнее мне представляется необходимость задавать вопрос о том, а почему вообще возник этот выбор, и от чего на самом деле я отказался.
Помимо этого, во всех имагинациях кажется важным обращать внимание не только на те объекты, которые можно идентифицировать с терапевтом (и, соответственно, исследовать перенос), но и то, как пациент работает в процессе имагинации. Мне представляется важным и то, готов ли пациент балансировать между тем, чтобы отзываться на предложения терапевта в процессе представления образа и тем, чтобы самостоятельно выбирать направление развития образа. Например, в тех случаях, когда мотив задается через луг, некоторые пациенты, детально представив его, не готовы в дальнейшем обнаружить предлагаемую ручей или гору, и тогда в развитии образа в другом направлении можно обнаружить и сопротивление, и попытку «захватить контроль» над имагинацией и терапией, и попытку заявить о своей самостоятельности не только терапевту, но и себе.
Так как затронута тема сопротивления, стоит привести примеры его проявления в рамках работы с методом КИП: сопротивление может быть обнаружено в отказе выполнять инструкции терапевта, слишком частом или слишком редком желании работать с образами, поверхностностью и недостаточной детализированностью представляемых образов, в отказе от работы с рисунком или обсуждении образов, обесценивании образов и т.п.
Один из интересных случаев сопротивления я наблюдал у пациента, первичный запрос которого был связан с истощением и эмоциональным выгоранием. Вначале работа с образами была регулярной, но, чем больше креп пациент, чем больше он мог проявляться в реальной жизни, тем скуднее становились образы, тем больше сопротивления возникало на предложение работы с ними. При обсуждении этой темы, пациент самостоятельно приходит к идее о том, что в реальном мире у него слишком много задач (в первую очередь рабочих) и фокус надо постоянно держать на них, задействуя рационализацию как ключевую защиту. В то же время, с точки зрения бессознательных процессов, появившийся внутренний ресурс тратится на борьбу с напряжением от этой рационализации, и тем самым препятстсвует течению потоков символического материала, конфликтность которого проявляется как раз в нежелании иметь так много работы (что пока не осознается пациентом). Очевидно, что при завершении терапии и по прошествии времени высоковероятно возвращение пациента к состоянию выгорания без достаточной проработки структуры и укрепления эго. Без работы с имагинациями описанные глубинные процессы и их отражение в буквально-реальном было бы обнаружить гораздо труднее, потому что пациент, вернувшись к своему обычному активному образу жизни, приносил материал, не обнаруживающий его понимание стремления к напряжению и страху столкнуться с истинными желаниями.
Итоги
Подводя итог, хочется еще раз просуммировать ключевые идеи: современное развитие психоаналитической психотерапии существенно обусловлено фокусом на переносных и контрпереносных реакциях пары терапевт-пациент, а также развитием многих психотерапевтических техник и методов. В свою очередь, КИП как метод является научно обоснованным и преемственным по отношению к психоаналитической психотерапии. КИП развивается собственным путем и при этом является не просто «еще одной» техникой для психоаналитической терапии, но позволяет дополнительно раскрывать переносные отношения, прорабатывать сопротивление и развивать способность к символотворчеству у пациентов с трудностями в символообразовании. Таким образом, КИП сегодня логично рассматривать не просто как самостоятельное направление работы с пациентами, но как обоснованное, непротиворечивое и эффективное расширение психоаналитического метода.
Статьи о психологии
Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.
ЧТО Я ЕЩЕ ПИСАЛ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ
Как фантазии помогают в работе с психологом. Имагинации — экологичный способ обойти псхические защиты и исцелить корень проблемы
Как психика самоисцеляется с помощью снов и их трактовки
Читаю авторский курс лекций по "Основам психоанализа" при Международном институте психотерапии
Почему наши требования к другому нереалистичны и разрушают нас самих. Перенос и проекция