Почему опасно выбирать психолога через онлайн сервисы

Сегодня существует около десятка автоматизированных сайтов по подбору психолога или психотерапевта. Отличаются от баз анкет они тем, что сервис предлагает автоматизировать поиск, подбор и оплату сессии с психотерапевтом, отталкиваясь, например, от заранее заполненной анкеты. Идея автоматизации поиска может для кого-то звучать технологично и красиво, но есть много пока еще непреодоленных проблем, разрешение которых требует времени.


Ни один сервис сейчас не является привлекательным для большого количества психотерапевтов. Среди моих коллег я знаю тех, кто пробовал регистрироваться в таких системах, но ни один не остался доволен сотрудничеством. Это не значит, что там нет хороших специалистов, но это значит, что пока сервисы не до конца понимают ни проблемы, которые они решают, ни этические особенности профессии.

Так, одни сервисы требуют от психотерапевтов только лишь множество документов, подтверждающих обучение специалиста и его регулярную переподготовку. Это совсем не является гарантом качества: в некоторых случаях так можно подобрать любителя коллекционировать сертификаты без практики, без супервизий, без уважения в профессиональном сообществе.

Совершенно вопиющая ситуация вокруг сервисов, которые пишут, что они придерживаются психоаналитической парадигмы и говорят об обязательности, например, супервизий для своих терапевтов. Мои некоторые коллеги работают с такими сервисами и действительно вынуждены ходить на эти супервизии — вынуждены, потому что не могут выбрать сами супервизора, а обязаны работать только с рекомендованными со стороны сервиса. Но к этим специалистам как раз самые большие вопросы — среди них нет ни одного сертифицированного международного терапевта или со статусом супервизора в рамках российских психоаналитических обществ. Т.о. об это разбивается и вся этика взаимодействия специалистов внутри профессии.

Другая проблема — рейтинг. Чем больше коротких консультаций, тем выше может быть рейтинг у специалиста, просто потому, что работа в глубину не ведется, а короткими сессиями проще произвести вау-эффект. Такой же эффект от эффектных, но неэффективных инструментов, кстати, и у популярных медиа-психотерапевтов, которых в профессиональном сообществе не очень ценят как специалистов, но в соцсетях и на телевидении у них много поклонников.

Еще одна проблема — спорные методы продвижения. С точки зрения бизнеса, такие сервисы должны постоянно наращивать базу. Для этого они используют классическую маркетинговую воронку продаж, начиная с рекламы с продающими заголовками. Например, можно встретить объявления вида "избавим от бессонницы за один сеанс" или "депрессию снимет как рукой за две встречи". Из-за этого клиент приходит с нереалистичными ожиданиями и начинает требовать быстрого решения от специалиста, даже если это невозможно. Потому что психотерапия — это не покупка товара и не просто услуга в классическом смысле товарно-денежных отношений: здесь человек доверяет другому человеку свою психику. И поэтому любой, даже маленький обман и хитрость маркетолога, запускавшего рекламную кампанию, может существенно повлиять на эффективность общей работы со специалистом.

Я считаю, что сервисы автоматизированного подбора специалистов потенциально могут быть полезны и станут более надежны через сколько-то (много) лет. Сейчас же слишком много "но", и это — полигон для экспериментов: может повезти с терапевтом, а может и не повезти. У создателей сервисов всегда две задачи — быть эффективными с точки зрения бизнеса и помогать людям, соблюдая профессиональную этику. Эти две цели пока спорят между собой, но сейчас побеждает первое. Очевидно, должно пройти время, чтобы устранить противоречия.

 

Статьи о психологии

Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.