«Я знаю, что ты чувствуешь»: контейнирование как основа эмоционального контакта
Недавно я видел, как в парке четырехлетний мальчик начал плакать и что-то требовать от мамы. Он явно был расстроен, но не мог объяснить, что ему нужно.
На лице матери читалось удивление и раздражение, но она молча смотрела на него, находясь метрах в трех от малыша. Этим женщина предлагала взрослую форму коммуникации ребенку, которого что-то тревожило, и с чем он не мог справиться в силу неразвитости психики.
Только через 5 минут она подошла к сыну, когда тот почти взахлеб рыдал, и со злостью произнесла «что ты хочешь?». Он сказал «не знаю» и сделал к ней робкий шаг.
Выдержав паузу, мама пошла навстречу и тогда он бросился к ней за утешением. Наконец, она стала его гладить и как-то успокаивать.
Что произошло здесь?
Говоря на языке психологии – ребенка захватили сильные непонятные чувства и он очень нуждался в поддержке матери, в объяснении чувств и утешении. То есть мама могла бы сразу спросить, что случилось, обозначить вероятные чувства малыша, предложить помощь. В этом случае можно было бы назвать происходящее «контейнированием».
Контейнирование эмоций – это способность человека распознавать, выдерживать и переживать эмоции и импульсы, не пугаясь их, трансформируя и перерабатывая. Речь как о своих, так и о чужих эмоциях.
С рождения каждый из нас переживает страх смерти, голод, дискомфорт и другие неприятные состояния. Ребёнок выражает свои чувства криком и на помощь приходит мать или другой взрослый, который успокаивает его, меняет пеленки и говорит: «Не переживай, сейчас все исправим».
На языке психоанализа, она «контейнирует» – перерабатывает интенсивные эмоции малыша, помогает ему осознать их, что снижает тревогу и беспокойство. Это позволяет ребёнку в дальнейшем лучше справляться с тревогой.
Т.о., в роли самого первого контейнера выступает мать, которая эмоционально поддерживает малыша. Она забирает напряжение у ребенка, называет его, помогает справиться с ним и, таким образом, в форме успокоения и поддержки возвращает обратно уже переработанные чувства.
Если этот процесс проходит успешно, то есть мать вовремя реагирует и поддерживает ребенка, то он учится терпеть и ожидать удовлетворения своих потребностей: «Я голоден, но мама скоро меня накормит, все будет хорошо».
Однако, если процесс идет с нарушениями, например, если мать депрессивна или садистически холодна – у ребенка не развивается способность выдерживать тревогу и, как следствие, адекватно справляться с неприятностями. Тогда можно говорить, что нарушается базовое чувство безопасности, которое обеспечивается надежным контейнированием.
Развитие способности к контейнированию является важной частью психоаналитической психотерапии.
На первом этапе такой работы происходит осознание, принятие и вербализация своих чувств, эмоций.
В течение всей работы психоаналитик предоставляет свой контейнер для пациента, выполняя, таким образом, материнскую функцию.
Это значит не только, что специалист может поддержать в трудную минуту, но и выдерживает регулярные нападки и атаки на него самого и правила терапии. То есть его задача здесь – сконтейнировать боль, злость и страхи, а не начать защищаться и разыгрывать привычные для пациента паттерны взаимодействия.
В результате такой работы увеличивается эмоциональная вместимость и переносимость «контейнера» самого пациента. Тогда он легче справляется и со своими чувствами, и с переживаниями близких.
Статьи о психологии
Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.