Неизбежна ли война?
"Неизбежна ли война?" — в 1932 г. Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, ответил на письмо Альберта Эйнштейна письмом с таким заголовком. Полный текст письма можно найти в открытом доступе, а здесь я хочу поделиться лишь некоторыми выдержками в трех частях без какой-то обработки, за исключением сокращения части текста. и квадратных скобок, в которых добавляются некоторые пояснительные комментарии. Главный, пожалуй, вопрос, который ставит Фрейд: возможно ли стремлением к любви и созиданием избежать войны.

Принципиальным является то, что конфликты интересов разрешаются среди людей с помощью силы. Так обстоит дело во всем животном мире, из которого человек не должен себя исключать; у людей добавляются лишь конфликты мнений, простирающиеся до высочайших вершин абстракции и требующие, по всей видимости, других способов своего разрешения. Но это более позднее осложнение.
Таким представляется первоначальное состояние, господство большей власти, голой или опирающейся на интеллект силы. Мы знаем, что этот режим в ходе развития изменился, дорога вела от силы к праву, но какова эта дорога? По-моему, возможен был лишь один путь. Суть его в том, что большая сила одного могла быть ослаблена благодаря объединению нескольких слабых.
Право – это власть группы, сообщества. Право и в данном случае все еще сила, направленная против каждого отдельного человека, сопротивляющегося этой группе, оно работает силовыми средствами и преследует те же цели. Действительное различие заключается лишь в том, что решает уже не сила каждого отдельного человека, но сила сообщества.
Как ни парадоксально это звучит, но нельзя отрицать, что война могла бы стать средством к достижению желанного «вечного» мира, ибо именно благодаря ей создавались те большие сообщества, внутри которых сильная центральная власть устраняла дальнейшие войны. Но все же война не стала этим средством, поскольку успехи завоеваний, как правило, недолговременны; вновь созданные единства и сообщества опять распадаются, по большей части из-за недостаточного притяжения отдельных частей, объединенных насильно.
Надежное предотвращение войн возможно лишь в том случае, если люди объединятся для введения центральной власти, которой передадут право окончательного решения во всех конфликтах, вытекающих из различия интересов.
В наше время нет такой идеи, которая заключала бы в себе подобный объединяющий авторитет. Слишком очевидно, однако, что властвующие сейчас над народами национальные идеалы работают на разъединение и на войну.
Таким образом, попытка заменить реальную власть властью идей сегодня еще обречена на неудачи. Ошибка в расчете начинается там, где забывают, что право у истоков своих было голой силой и что еще и сегодня оно не может обойтись без поддержки силы.
[2 часть: единство любви и агрессии]
Влечения человека бывают лишь двоякого рода: либо такие, которые стремятся сохранить и объединить – мы называем их эротическими, совершенно в смысле Эроса в «Пире» Платона, или сексуальными с сознательным расширением популярного представления о сексуальности, – либо другие, стремящиеся разрушать и убивать, – мы называем их обобщенно агрессивным или деструктивным влечением.
Так, например, инстинкт самосохранения является, без сомнения, эротическим по своей природе, но именно он нуждается в агрессивности, чтобы претвориться в жизни. Таким же образом любовное влечение, направленное на внешние объекты, нуждается в сплаве с влечением к овладению – лишь при этом условии оно вообще будет в состоянии овладеть своим объектом.
[1] Войне должно противоборствовать все, что объединяет чувства людей. То, что люди распадаются на вождей и подчиненных, является врожденным и неустранимым неравенством людей.
[2] Идеальное состояние, конечно, возможно в сообществе людей, которые подчинили бы жизнь своих влечений диктатуре разума.
[3 часть: почему мы ненавидим войну]
Но почему мы так ненавидим войну, вы и я и многие другие, почему мы не воспринимаем ее столь же естественно, как мы воспринимаем всякие иные досадные горести жизни? Ведь война как будто вытекает из самой природы вещей, имеет под собой твердую биологическую основу, и на практике ее едва ли можно избежать.
Ответ же будет следующим: потому, что каждый человек имеет право на свою собственную жизнь, потому, что война уничтожает исполненные надежд человеческие жизни, ставит отдельного человека в самое унизительное положение, вынуждает его убивать других людей, чего он не хочет делать, война уничтожает огромные материальные ценности, результаты человеческого труда, да и многое другое.
Сопутствующие этому культурному процессу изменения психики очевидны и недвусмысленны. Они состоят в прогрессирующем смещении целей влечений и ограничении инстинктивных позывов. Сенсационные наслаждения, доставлявшие радость нашим предкам, стали нам безразличны или даже отвратительны; и если наши этические и эстетические требования к идеалу изменились, то это имеет под собой органические обоснования.
Из психологических характерных черт культуры две представляются мне наиважнейшими: усиление интеллекта, который начинает подчинять себе жизнь влечений [т.е. развитие культуры связано с развитием интеллекта], и перемещение склонности к агрессии вовнутрь осознающей себя личности со всеми вытекающими отсюда преимуществами и опасностями [где есть и собственный страх от последствий разрушений войны].
Психические установки, на которые настраивает нас культурно-исторический процесс, вступают в самое кричащее противоречие с войной, и уже поэтому мы должны ненавидеть войну, мы просто не можем ее больше выносить, и в данном случае это уже не только интеллектуальное или эмоциональное отталкивание, у нас, пацифистов, война вызывает физическое отвращение.
И в то же время кажется, что эстетическое безобразие войны подталкивает нас к ненависти почти в такой же степени, как и ее ужасы [здесь имеется ввиду, что вышеописанная логика воздействия ужасов на психику "культурного" человека в некотором смысле так же сильна по производящему впечатлению, как и "эстетическое безобразие войны", учитывая также и описанное в первой части письма внутрипсихическое стремление к деструктивному разрушению].
Мы осмеливаемся утверждать: все, что способствует культурному развитию, работает также и против войны.
Статьи о психологии
Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.
О терапевте
Я помогаю лучше понимать себя, чувствовать себя увереннее и легче справляться со сложными жизненными ситуациями. Я работаю не только с актуальными трудностями и переживаниями, но фокусируюсь на исследовании их корней. Это нужно, чтобы не допустить появления этих же проблем в будущем и получить устойчивые изменения.
Работаю в рамках психоаналитического подхода и имагинативной психотерапии, регулярно прохожу супервизии.
Мой собственный опыт личной и групповой терапии составляет более 1000 часов, что позволяет деликатно и внимательно работать с каждым клиентом.
У меня высшее психологическое образование: магистратура с отличием Московского института психоанализа по профилю «Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование», а также законченная четырехлетняя программа повышения квалификации «Психоаналитическая психотерапия и психологическое консультирование с применением методов кататимно-имагинативной психотерапии» в ННГУ им. Лобачевского.
Являюсь действительным членом и кандидатом в обучающие психотерапевты Ассоциации имагинативной психодинамической психотерапии, придерживаюсь этического кодекса ассоциации.
А еще я занимаюсь популяризацией психотерапии — пишу статьи, разрабатываю и веду курсы о психологии и здоровом отношении к себе.
Цены
Консультация по видео в Скайпе или в Вотсапе. Повышение для новых клиентов с сентября
50 мин.
3500 ₽
Записаться на консультацию
Вы можете задать любой вопрос о психотерапии или записаться на консультацию. Это конфиденциально.