Почему всё больше людей предпочитают чаты звонкам

Многие сегодня предпочитают общение в мессенджерах звонкам. Иногда доходит до абсурда, когда люди начинают считать, что несогласованный звонок нарушает личные границы и является грубостью. Они часто даже не осознают, почему именно. То, что человек сам называет в качестве обоснования — его попытка рационально объяснить свой выбор. Но не только в рациональном подходе дело — есть процессы деятельности мозга и глубинные переживания психики, которые часто не осознаются. Расскажу, почему люди на самом деле предпочитают мессенджеры звонкам.

Дали - телефон

В приложении просто хранить информацию
Мозг постоянно ищет способы снизить нагрузку и напряжение. В наше время информации так много, что быть в курсе всего невозможно, но очень хочется.  

Любое приложение для общения помогает человеку снизить психическую нагрузку: оно выступает как виртуальный ассистент, который хранит в себе всю переписку, все контексты общения. И, что также важно, сразу со многими собеседниками одновременно. То есть мессенджер становится единой точкой входа для общения. Это позволяет меньше запоминать самому человеку — все ведь уже и так хранится в виртуальном пространстве, можно вернуться к диалогу не вспоминая, но перечитывая. Ресурсы мозга освобождаются и могут быть направлены на что-то другое.

В переписке можно избежать оплошностей
Личное общение требует больше «психических инвестиций». Это значит, что говорить может быть труднее и энергозатратнее, чем писать. Это происходит потому, что во время переписки можно взять больше времени на раздумья, подобрать нужные слова и смыслы, расставить акценты. Это также уменьшает тревогу по поводу того, что можно «что-то не так сказать». Чаще всего такая тревога связана со страхом оценки вообще. Именно поэтому можно встретить людей, которые активно общаются в общих чатах друзей или на всевозможных форумах, но в реальном общении говорят мало или даже ощущаются стеснительными.

Мессенджеры экономят время
В телефонном общении есть возможность отвлечься на сиюминутные происшествия или свои ощущения. В переписке же общение больше информативное, чем эмоционально-образное. То есть экономится и время, и чувства. К сожалению, это часто становится причиной недопонимания в диалоге, ведь эмоджи и смайлики не отражают всю палитру переживаний.

В переписке сложнее кого-то обидеть
При переписке и разговорах голосом личные границы воспринимаются по-разному. Входящий телефонный вызов может отвлечь в неподходящий момент. Принимающему звонок может быть неловко отказать в сиюминутном общении или предложить перезвонить, и это ведет к внутреннему напряжению. Такой человек будет сам чаще писать, а не звонить, потому что будет размышлять о том, что он хочет к себе такого же отношения.

При переписке каждый сам определяет, ответить ли ему сразу по получению сообщения или нужно собраться с мыслями и написать более вдумчиво. Также часто достаточно прочитать нотификацию на заблокированном экране, чтобы определить срочность ожидаемого ответа. Таким образом, переписка может восприниматься как более заботливый способ общения.

Кто предпочитает звонки
Для более старшего возраста общение в мессенджерах и чатах может быть затруднительно. Это происходит и из-за сложившихся ранее привычек, и из-за страха перед новыми технологиями. Часто в компаниях люди рассказывают, как впервые учили родителей еще несколько лет назад использовать мессенджеры и вспоминают этот непостижимый страх прикоснуться к такому, казалось бы, простому и понятному средству общения. Но интересно, что часто именно страх оценки, который приводит молодежь к более частому использованию мессенджеров, у самих родителей вызывает обратные реакции. То есть для старшего поколения зачастую это та область, в которой они ощущают себя гораздо слабее, чем их дети, это делает их уязвимыми.

Что в итоге
В отличии от общения с помощью звонков, мессенджеры однозначно экономят время, внутренний ресурс и позволяют общаться в удобный момент без нарушения личных границ. 

С другой стороны, скуднеет эмоциональная составляющая коммуникации, которая связана с живостью самого процесса, тембром голоса, интонациями. Иногда человек может перестать воспринимать общение как способ получения эмоционального ресурса вообще, потому что начинает относиться к нему как как к средству информационного обмена. Это говорит о нарушениях в сфере общения и требует вмешательства специалиста психолога или психотерапевта.

 

Статьи о психологии

Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.

О терапевте

Я помогаю лучше понимать себя, чувствовать себя увереннее и легче справляться со сложными жизненными ситуациями. Я работаю не только с актуальными трудностями и переживаниями, но фокусируюсь на исследовании их корней. Это нужно, чтобы не допустить появления этих же проблем в будущем и получить устойчивые изменения.

Работаю в рамках психоаналитического подхода и имагинативной психотерапии, регулярно прохожу супервизии.

Мой собственный опыт личной и групповой терапии составляет более 1000 часов, что позволяет деликатно и внимательно работать с каждым клиентом.

У меня высшее психологическое образование: магистратура с отличием Московского института психоанализа по профилю «Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование», а также законченная четырехлетняя программа повышения квалификации «Психоаналитическая психотерапия и психологическое консультирование с применением методов кататимно-имагинативной психотерапии» в ННГУ им. Лобачевского.

Являюсь действительным членом и кандидатом в обучающие психотерапевты Ассоциации имагинативной психодинамической психотерапии, придерживаюсь этического кодекса ассоциации.

А еще я занимаюсь популяризацией психотерапии  пишу статьи, разрабатываю и веду курсы о психологии и здоровом отношении к себе.

Цены

Консультация по видео в Скайпе или в Вотсапе. Повышение для новых клиентов с сентября

50 мин.

3500 ₽

Психоаналитик

Алексей Андреевич
Пережогин

+7 908 153 48 98

г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д. 165 к. 11

Записаться на консультацию

Вы можете задать любой вопрос о психотерапии или записаться на консультацию. Это конфиденциально.