Психоаналитический разбор мультфильма "Головоломка"

В 2024 году вышел прекрасный мультфильм Головоломка 2, который оправдал мои ожидания и как зрителя, и как психолога. Тревожность, основная тема фильма, актуальна и для главной героини – Райли, и вообще для многих людей.

golovolomka

Чтобы освежить воспоминания, я пересмотрел и первую Головоломку, где очень много интересного материала для понимания истории формирования героини. Здесь гораздо больше связок с детством, чем во втором фильме, и именно эти связки позволяют понять то, почему и как именно сформировалась Райли ко второму фильму, а также какие проблемы ее могут ждать в будущем. Подобный поиск корней и причинности – основа психоаналитического исследования в любой его форме.

Вообще история Головоломки – это история об эмоциональном созревании 11-летней девочки, о ее внутипсихическом мире, эмоциях, о том, как они функционируют и меняются, о том, как формируется личность. В этом тексте я поделюсь размышлениями о психике Райли и важных для любого ребенка отношениях с родителями, при этом продемонстрирую реконструкцию паттернов их отношений и из раннего детства.

Сама по себе тема эмоционального взросления может быть важной в любом возрасте, хотя, конечно, подростковый период для фильма выбран как наиболее показательный. Этот вопрос актуально стоит сегодня и перед нашим обществом вообще: так, даже распространение психологии и психотерапии в массы больше, чем когда-либо прежде, уже говорит о том, что мы как общество готовы к новому этапу психологического роста.

Помимо этого, фильм, не смотря на множество показанных психических процессов, посвящен во многом не им, а человеческим отношениям. И тогда то, что задевает и взрослого зрителя – именно об этом, о собственных непрожитых переживаниях в отношениях с родителями, о собственном детстве и психологическом взрослении.

Сюжет

Сюжет фильма «Головоломка» строится вокруг внутрипсихического мира 11-летней девочки, которая переезжает вместе с родителями из Миннесоты в Сан-Франциско, где сталкивается с первыми признаками перехода на новый этап взросления. Возраст героини выбран очень показательный с точки зрения взросления и изменений (психика здесь очень активно перестраивается), а переезд будто усиливает стресс этого периода, акцентирует на нем внимание.

В интервью монтажера фильма Кевина Нолтинга я нашел следующее: в более ранних версиях сценария действие фильма должно было происходить исключительно в Сан-Франциско, а сюжет также строился вокруг переживаний взрослеющей девочки. Позднее внесли изменения в сценарий и добавили переезд для усиления воздействия и более простого считывания зрителями переживаний героини.

Ключевые герои

Параллельно с сюжетом, посвященному истории девочки, мы видим и то, что происходит в ее психике: пять Эмоций, упрощенно говоря, управляют девочкой. Это Радость, которая стоит во главе, Печаль/Грусть, Гнев, Страх и Брезгливость. Каждая эмоция имеет свою неповторимую форму и явно выраженный характер.

Можно разглядеть и интересные детали в их образах: например, у желтой Радости волосы синего цвета, цвета Печали. Стоит уточнить, что печаль – ключевая эмоция мамы героини.

radost

"Радость" - главная эмоция Райли, кадр из фильма.

 

pechal

"Печаль" - главная эмоция матери, кадр из фильма.

Т.о. уже здесь можно говорить о том, что мать депрессивна, а значит и на первые годы жизни Райли это повлияло, и так «пожизненно» окрасило часть ее Радости синим, депрессивным. Может быть, именно поэтому Радость Райли так усиленно не подпускает Печаль до «пульта управления психикой» – потому что психика Райли не хочет повторять детский опыт контакта с депрессивной, холодной, отстраненной матерью, которая так обильно размещала в дочь свои переживания?

В дальнейшем по сюжету станет также очевидно, что без Печали, как и в реальной жизни, невозможно завершить отношения, прожить потери и отгоревать сполна. Психоаналитик Алис Миллер писала об этом как о важнейшем этапе для лечения души: «Депрессия позволяет смутно почувствовать рану в душе, но по-настоящему зарубцеваться она может только тогда, когда человек ощутит скорбь и поймет, что потеря произошла в решающий для его жизни период».

Причины внутриличностного конфликта: вытесненные эмоции

Поищем причины возникшего внутриличностного конфликта, который запустил цепочку ключевых событий фильма (напомню, переезд – только усиливает этот эффект, но, с точки зрения психики, не формирует его).

По сюжету Райли приходит в новую школу и рассказывает о Миннесоте: внезапно радостный торопливый тон повествования становится грустным, глаза становятся мокрыми, потому что она начинает испытывать что-то вроде ностальгии, произнося «Здесь все другое, тут – не дом». Грусть и Радость в это время вступают в перепалку, из-за того, что Грусть «испортила» ценное переживание, и тогда они переносятся из «центра управления», где остаются прочие эмоции. Здесь мы наблюдаем сцену бессознательного подавления эмоций.

Это подавление есть и в более раннем опыте героини, который остается за кадром. Но мы можем обратить внимание на поведение ее родителей и обнаружить, что и в радостных, и в печальных событиях они не склонны к тому, чтобы прояснять переживания дочери и выдерживать, контейнировать их сполна.

Мать

Например, когда в первый день переезда уставшая и напереживавшаяся Райли ложится спать, мама приходить поцеловать ее на ночь и сообщает о том, как она гордится дочерью. Тут, конечно, можно говорить про поддержку, но также я вижу два бессознательных послания: первое в том, что мама не проясняет чувства дочери, не спрашивает о том, как она себя чувствует, а сразу же «добрыми словами» отвлекает ее внимание: мол, все хорошо. Это очень свойственно тем, кто боится столкнуться с грустью, что особенно развито у людей с депрессивной акцентуацией.

Тут же можно увидеть, как эмоции в голове девочки растеряны, и уже было начавшийся приступ агрессии затухает, т.е. не становится прожитым, а снова подавляется. Отсюда следует и второе бессознательное послание от матери: «я буду тебя любить, если ты не будешь жаловаться, — подавляй свои эмоции, и за это я тебя буду хвалить». А вот от этого становится грустно уже мне.

Так мать справляется, судя по всему, со своей тревожностью, со своими переживаниями и невозможностью открыто демонстрировать собственные эмоции. Психоаналитик Франсуаза Дольто писала об этом: «Человеку, даже взрослому, не дают стать автономным членом общества архаические остатки детства». Таким образом, можно говорить о том, что одни и те же психологические проблемы передаются в семье Райли через поколения и можно только фантазировать о том, как это было в родительской семье ее матери.

Отец

Еще пример отношений Райли — в отношениях отца Райли к ее чувствам и переживаниям. Одну из сцен мы видим в тот момент, когда семья во время переезда начинает играть в хоккей подручными средствами.

Примечательно, что игру затевает дочка – до этого о ее чувствах и состоянии никто не думает. Тогда она, с одной стороны, демонстрирует взрослость, инициируя игру, а с другой – можно фантазировать о том, что ребенок в этой семье становится тем объектом, куда свои эмоциональные и детские части размещают родители. Так взрослые наделяют ребенка бременем, с которым он не может справиться в силу несформировавшейся психики – очень трудно отвечать за чувства, радость, естественные части членов семьи, особенно когда своя психика еще неустойчива.

Далее во время игры внезапно звонит телефон отца, и он вынужден уехать, но важно не это, а то, как он это делает: резко прощается, не дает обратной связи дочке, что можно было сделать, например, фразой «Обязательно доиграем, когда вернусь, и я тебя очень люблю». У девочки психика более подвижная, импульсивная, чем у взрослого, и такой резкий переход плюс внезапное прощание не может не вызывать сильного расстройства – это как идущий на полном ходу поезд остановить стоп-краном и надеяться на мгновенное прекращение хода без вреда для пассажиров.

Еще одна важная сцена с отцом разворачивается за ужином вечером первого дня переезда. Вся семья устала, измотана, но отец вместо того, чтобы, например, обсудить чувства и настроение дочери, начинает злиться на нее из-за ее плохого настроения. Как-будто и здесь ребенку нельзя испытывать ничего, кроме радости. Это признак тревоги из-за потери всемогущего контроля над семьей. Так проявляется стремление отца к власти и безоговорочной доминации. Также он подменяет страх собственной несостоятельности как отца (а его несостоятельность связана с отсутствием контроля) на то, что Эмоции в его голове называют «родительской тревогой».

В результате тревога у отца зашкаливает. Из-за этого он выгоняет Райли из-за стола: «Марш в свою комнату!», что не может не вызывать еще большую злость у девочки. Внутри отец ликует: он показал силу, его эмоции торжествуют, но он не понимает неуместности происходящего, того, что ребенку нужна была защита, поддержка, а не наказание.

Бессознательное послание отца вторит материнскому, а именно: «Не показывай, что тебе плохо, не жалуйся, не испытывай негативных эмоций, иначе я тебя накажу». На доли секунды в глазах девочки можно увидеть страх (прекрасная работа аниматоров!). Наказание «выгнать из-за стола» само по себе имеет сильное символическое значение: «я не хочу, чтобы ты ела», что, возводя в абсолют, бессознательное может прочитать как «я желаю тебе смерти от голода, если ты будешь злиться на меня». Это звучит утрированно, но именно так психика в долю секунду воспринимает подобные послания.

Таким образом, не смотря на демонстрируемую дружелюбную атмосферу в семье и существующие ситуации заботы, мы не видим ситуаций, когда родители достаточно вовлеченно поддерживают или спрашивают про чувства девочки в те моменты, когда ей особенно плохо.

Даже в самом конце фильма, когда Райли возвращается к родителям после неудавшегося побега, они молча испуганно смотрят на нее, и тогда только в полной тишине она может поделиться своими чувствами. Впервые за весь фильм. Родители же первым делом не спешат ее утешить, поддержать, обратившись к ее эмоциям и переживаниям, но начинают рассказывать, о том, что им тоже грустно и тяжело. Да, это представлено в трогательной манере и выдается за поддержку, но, все же, это – тема избыточной родительской тревоги, которую они не могут переработать. Поэтому-то в этот момент также, как и Райли, и они впервые за фильм делятся чувствами. Но делают это вместо того, чтобы дать ей пространство, которое она запрашивает.

Как это похоже на диалог из «Осенней сонаты» Бергмана, когда мать говорит дочери о том, что «разве это важно, что ты была маленькой, когда мне нужна была помощь?»! Конечно, анимационный фильм имеет и другую аудиторию, и способ повествования более плавный и примитивный, но для меня поразительно сходство проблем в таких разных произведениях. Головоломка глубже, чем кажется.

Эмоции родителей

Другой важный момент, на который хочется обратить внимание, говоря об отношениях родителей и дочери, представлен в символическом психическом пространстве: так, все эмоции мамы женского пола, ведущая – депрессия; все эмоции отца – мужского пола, ведущая эмоция – гнев; все эмоции дочери – разного пола, ведущая эмоция – радость, которая в конце фильма допускает другие эмоции до пульта управления больше, чем прежде.

Из особенностей представленных полов Эмоций, можно предположить, что в 11 лет Райли её половая идентичность не до конца сформировалась: разнополые эмоции выступают не только самостоятельными персонажами, но и являются родительскими интроектами (образами других людей, которые психика ребенка воспринимает как свои собственные). Так, ведущие эмоции родителей представлены тем же полом, что и у дочери: грусть у мамы и у дочери женского пола, гнев у дочери и отца – мужского.

emotsiyi-materi

 Эмоции матери Райли, кадр из фильма.

 

emotsiyi-otsa

Эмоции отца Райли, кадр из фильма.

Вместе с этим, у Райли преимущественно мальчишеские увлечения и одежда: одежда – брюки и футболки, без платьев и юбок; из увлечений – не фигурное катание, а хоккей. Т.о. можно говорить об идентификации Райли с отцом. Как писала психоаналитик Алис Миллер, «В той степени, в которой я под влиянием «родительской фигуры» не принимаю себя, я принимаю в себя эту фигуру и становлюсь ею».

И тут же стоит сказать об отцовской позиции, которая как раз не позволяет героине принимать себя: его властности, гневливости и тревоге сепарации.

Очевидно, что семья переезжает из-за его повышения в достаточно спешном формате, мать подстраивается и в вышеописанной сцене ужина с раздосадованной дочерью не решается ей помочь, а перекладывает ответственность на эмоционально негибкого и вспыльчивого мужа. Будто мама здесь не жена, а дочка, которая просит папиной защиты, что может говорить и о ее собственных не пережитых травмах в отношениях с отцом.

Возвращаясь к отцу Райли, хочется привести его цитату, правда, не из основного мультфильма, а из короткометражного дополнения, вышедшего несколько позже: по сюжету за Райли заходит мальчик, и вот что чувствует отец: «Он недостоин нашей Райли, никто не достоин!». И тут снова можно говорить о бессознательном слиянии и о том, на сколько сильно отец боится потерять контроль над дочерью, не позволяя ей взрослеть, отделиться и (о, ужас!), выбрать для себя мужчину, в то время как есть он – «единственно достойный отец».

Мама в фильме показана более спокойной и поддерживающей, чем отец, но в ней читается гиперопеопекающая депрессивная мать. Это подтверждает не только явно обозначенная ведущая эмоция Грусть и синие волосы Радости Райли, но и в целом пассивная позиция в отношениях с мужем, и страх столкнуться с негативными чувствами – своими и дочери.

Рядом с этим есть также и инфантильный уход в фантазии о другом мужчине, оставленном в прошлом, когда с мужем случается небольшой разлад. Попытка сразу же убежать не к себе, не к своему ресурсу, а к другому мужчине, заступнику, снова говорит в пользу гипотезы о непрожитой матерью сепарации от собственного отца. Интересно, что мужчина из фантазий представляется идеализированным и в него помещено много сексуальности. Все это может бессознательно делать девочка и в отношениях со своим отцом в случае неокончательной сепарации от отца. Т.е. так мы видим, как неотделенность матери Райли от своего идеализированного отца приводит её в отношения с властным и эмоционально негибким мужчиной. В результате союза с ним появляется дочь, которая сталкивается с точно таким же, как у матери, внутренним конфликтом.

Что дальше?

Подводя итоги и предполагая будущее Райли, можно сделать прогноз: если семейная система сохраниться такой же, то девочке будет сложно покинуть родительский дом. Не буквально, но символически. Т.е. ей будет сложно сепарироваться в полной мере: она или будет зависеть от семьи или же будет демонстративно-агрессивно стремиться к независимости (и Головломка 2 демонстрирует выбор в эту сторону). В любом случае, здесь не может не развиваться тревога в ответ на невозможность психики быть независимой, что снова подтвердиться и 2 частью фильма.

Говоря психоаналитическим языком, Райли, с одной стороны, будет удерживать интроект гиперопекающей депрессивной матери. А с другой – остается неотделенность, несепарированность от неэмпатичного, строгого и властного отца, с которым она идентифицируется как раз в этих непроработанных, нездоровых проявлениях.

Увы, удержание, подавление, вытеснение эмоций очень развито у обоих родителей Райли. К сожалению, это влияет и на формирование ложного Я: когда человек не получает достаточного внимания себе настоящему и начинает развивать не настоящесть, а панцирь защит в виде личности, которую предъявляет окружающим. В случае Райли – ту, которую похвалят за достижения и не спросят о боли и печалях. Хоккей как основное увлечение из 2 части фильма очень хорошо подходит для реализации этих бессознательных потребностей.

Из такого синтеза материнского и отцовского можно предположить, что девочка сможет стать социально адаптированной и успешной (что является следствием идентификации с отцом и страхом расстроить мать). Но сможет ли она полноценно чувствовать, быть эмпатичной к себе и другим, не потеряв себя настоящую – вот важный вопрос к ее будущему. Во второй части мы увидим внутреннюю борьбу об этом, например, в том, как пренебрежительно она относится к своим подругам, делая фокус на достижениях в хоккее, а не на чувствах и близости.

С другой стороны, в этой семье есть потенциал и для доверительных отношений, присутствует и определенный уровень эмпатии и поддержки. Это оставляет надежду на то, что девочка при определенных внешних обстоятельствах и достаточной автономности сможет так или иначе компенсировать сложности раннего развития.

История Райли в знакома многим: вне зависимости от пола дети часто сталкиваются с гиперопекой и тревожностью родителей, с которой должны справляться. Но каждый ли после постоянной борьбы с чужими страхами сможет потом развернуться к своему пути и избавиться от символического слияния с родителями? На это влияет способность перерабатывать и выдерживать внутреннюю тревогу, чему уже посвящена Головоломка 2 и, вместе с ней, личная борьба многих взрослых людей.

Если тема борьбы с тревогой актуальна и для вас – уже скоро выйдет моя книга-практикум «Тревожиться нельзя управлять». В ней я рассказываю о том, как формируется тревога, даю упражнения для контроля тревожных и панических состояний, а также подробно описываю дневник эмоций - эффективного инструмента для регулярного уменьшения тревожности и анализа подавляемых эмоций (его можно будет вести сразу же в книге).

Чтобы не пропустить выход, запланированный на январь 2025 года, следите за анонсами в моем Телеграм-канале и на сайте.

 

Статьи о психологии

Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.