Почему искусство задевает самые глубокие струны души: все объясняет психоанализ

Искусство — попытка связи человека с собственным и коллективным бессознательным через художественную форму и эстетику.


Каждый играющий ребенок ведет себя подобно творцу, созидая для себя собственный мир, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок.

Когда юноша прекращает играть и отказывается от опоры на реальные объекты, он фантазирует вместо того, чтобы играть. Большинство людей в течении своей жизни творят фантазии. При этом, фантазирование взрослых наблюдать труднее, чем игры детей.

Художественное произведение, как и грезы, являются продолжением и заменой былых детских игр. Процесс фантазирования, таким образом, является важной частью человека созидающего.

Одновременно с этим, основной функцией искусства З. Фрейд считал компенсацию неудовлетворенности художника реальным положением вещей. Сталкиваясь с неблагоприятной действительностью, художник уходит в фантастический мир и в этом отношении напоминает собой человека тревожного, который спасается от непереносимого им реального мира бегством в болезнь.

Однако, в отличие от невротика, застревающего в созданном им фантастическом мире, художник способен найти обратную дорогу, чтобы вновь обрести в существующей деятельности точку опоры для своей жизнедеятельности.

Важнейшая часть любого художественного произведения в том, что художник с помощью кисти или слога, смягчает характер эгоистических грез и сперва подкупает зрителя/читателя чисто формальной, то есть эстетической привлекательностью изображения собственных фантазий. Такую привлекательность, делающей возможной вместе с ней рождение большого удовольствия из глубоко залегающих психических источников, можно назвать предварительным удовольствием.

Т.о.в, все эстетическое удовольствие, доставляемое нам художником, носит характер такого предварительного удовольствия, в то время как подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из-за снятия напряженности в нашей душе. Это достигается за счет того, что в любом мощном произведении заложена часть фантазий и переживаний самого творца, которые отзываются в нас.

Как пример, можно привести «Ромео и Джульетту» – произведение с необычайно легким слогом, которое рассказывает о любви молодых людей, семьи которых против этой связи. С точки зрения формы именно поэтичность, плавность и точность образов выделяет эту трагедию среди множества других произведений, раньше и позже написанных, центральным мотивом которых также служит «запретная любовь», так отзывающаяся в сердцах многих читателей.

При всем этом, психоанализ не ставит своей целью изучения гения и уникальных свойств техники каждого творца, признавая ненужность и даже отсутсвие возможности познать это (по крайней мере на том уровне развития, где мы сейчас).

Фрейд, который сам являлся большим любителем искусства, писал так: «Художники в знании психологии обычного человека далеко впереди, поскольку черпают знания из источников, которые мы еще не открыли для науки».

Статьи о психологии

Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.