«Силуэт» Вани Дмитриенко и Ани Пересильд: не про большие чувства, а про влюблённость в свою фантазию

Сейчас песня «Силуэт» (та, где «Руки стекают словно дождь (по моим губам)» звучит отовсюду. Я вижу, что коллективное чувство примерно такое: ну вот же, нормальная романтика, а исполнители – просто краш и крашиха!

dmitrienko

Я же слушаю текст и, активируя синдром поиска глубинного смысла, вижу совсем другое: это история не про двоих, а про жизнь внутри собственной головы.

Если бы лирический герой пришёл ко мне на терапию, то вопрос к нему был бы простой: ты любишь живого человека или картинку, которая должна залатать пустоту внутри? Потому что в этой песне громче всего слышна не любовь, а тревожная, зависимая часть психики, которая готова исчезнуть, лишь бы её не отвергли.

Если говорить человеческим языком, герой влюблён не столько в героиню, сколько в её образ. В психоанализе это называют привязанностью к внутреннему объекту: когда важнее картинка в психике, чем реальный партнёр со своими «не хочу» и «мне так не подходит».

Так, строка «твоя тишина обитает во мне» выглядит нежной, но это про слияние, а не про близость. Здесь не «есть ты и есть я», а «ты живёшь во мне, но тебя почти не слышно». Там, где тишина – нет чужой воли, нет конфликта и нет риска услышать «знаешь, мне сейчас вообще не до тебя», а этом – зрелая позиция независимого человека, которому может хотеться быть наедине с собой.

С живым человеком пришлось бы выдерживать границы, разные темпы, усталость, раздражение. А с внутренним образом можно всё: прокручивать одну и ту же сцену, дорисовывать реакции, делать монтаж так, чтобы каждый раз получать нужное чувство. Так работают психические защиты проекция и идеализация, упакованные в красивую мелодию.

Не случайно в песне и сплошные образы отсутствия: портрет, сон, силуэт, спящая Москва. Герой целует картинку и «обнимает душу», а не тело, которое может отодвинуться. Связь идёт с фантомом, который удобно заполняет внутреннюю пустоту и не спорит.

Отсюда готовность «всё простить» и буквально отменить свои границы. В ход идёт формулировка «я твои границы наугад пытаюсь обойти» – то есть не узнать и не согласовать, а обойти. Объятия описываются как браслеты, чувства «падают сверху»: субъект скорее захвачен, чем выбирает.

Печаль объекта тоже романтизируется (и в этом есть обесценивание чувств): «твоя печаль похожа на спящую Москву». Страдание превращается в красивый ночной пейзаж, а совместная тоска подаётся как показатель особой глубины связи. Хотя по факту речь просто про два одиночества.

В итоге мы слышим песню не про здоровую любовь, а про фантазию о слиянии: если я полностью наполнюсь тобой, твоей тишиной и печалью, у меня появится смысл и свет. Вопрос, который песня уже не задаёт: что остаётся от собственного «я», когда внутри давно живёт только чужой силуэт?

 

Статьи о психологии

Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.