Почему мы заедаем стресс

Потребность заглушать тревогу едой есть у многих, но далеко не у всех людей, и обусловлена ранним детским опытом.

Каждый младенец успокаивается от материнского кормления, и дело не только в самой пище, хотя в грудном молоке, как известно, содержатся успокаивающие опиаты. Сначала это действительно имеет ключевое значение, но в какой-то период ребенок использует грудь для успокоения себя "просто так", т.е. без насыщения молоком. Для младенца, таким образом, грудь имеет символическое значение: "мама рядом, мама накормит и защитит". Только с возрастом ребенок вообще начинает понимать, что грудь — это часть мамы, и заботу можно получить и другими способами.

Кстати, соска, таким образом, в каком-то смысле подменяет грудь, вернее ее "успокаивающую" функцию. Сама по себе соска с психоаналитической точки зрения не опасна, но при этом если уже есть нарушения, ребенок может слишком активно ее использовать для самоуспокоения, вместо того, чтобы учиться справляться со стрессом самостоятельно другими способами. Но, в любом случае, соска тут вторична, а способность матери поддержать ребенка и успокоить, безопасно разделить тревогу , — первична.

В этот ранний период могут случаться разные нарушения, которые приведут к тому, что ребенок будет испытывать много стресса, а единственный способ с ним справиться будет только через еду. Например, ребенок заболел, и от этого мама испытала сильный стресс, не в силах справиться с которым, перестала быть в таком контакте с ребенком, как раньше. Из способов "успокоиться" у ребенка остается только кормление,  а из-за того, что другая мамина поддержка недоступна, то есть ребенок начинает больше. Т.о. можно сказать, что он изо всех сил пытается себя успокоить так, как умеет.

Если таких ситуаций много и они регулярны, то использовать еду для успокоения становится привычным. Это также называется фиксацией.

Ребенок усваивает: насытится - значит оказаться в безопасности. При этом, не происходит развития психики, которое бы позволило справляться со стрессом без еды. Или происходит, но с меньшей интенсивностью или дольше.

Когда ребенок растет, он продолжает использовать еду, чтобы поддержать себя эмоционально. Да и культур это поддерживает: многие традиционные праздники предполагают не просто вкусный стол, но и некоторое переедание, как символический признак "сверхзаботы" о себе. Больше того, на основе этого нездорового паттерна начинают развиваться и другие, например, вечное желание похудеть может быть попыткой наказать себя, но, конечно же, в этом признаться сложно, поэтому человек начинает это рационально объяснять, отделяясь от истинных чувств. Подставьте сюда любые лозунги фитнес-залов или клиник похудения — я еще не видел ни одного примера, где был бы упор на заботу о здоровье, и тем более нет речи про заботу о психике. Только про необходимое соответствие чему-то внешнему.

 Во взрослой жизни человек даже не замечает паттерн с едой как что-то вредное, потому что видит быструю пользу: поел = успокоился. Это и называется "заесть стресс".

К сожалению, это же — и основа для различных видов нарушения пищевого поведения.

Что делать? Для начала признать, что этот паттерн есть, перестать себя ругать за него (читай, увеличивать стресс), и работать над ослаблением связи "еда=безопасность". А это можно сделать только укрепляя себя (исследуя свой детский опыт со специалистом) и находя другие способы поддержать себя. Помните: не так губительно использовать этот механизм восстановления хотя бы иногда, как отказ от поиска других средств самоподдержки.

 

Статьи о психологии

Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.

О терапевте

Я помогаю лучше понимать себя, чувствовать себя увереннее и легче справляться со сложными жизненными ситуациями. Я работаю не только с актуальными трудностями и переживаниями, но фокусируюсь на исследовании их корней. Это нужно, чтобы не допустить появления этих же проблем в будущем и получить устойчивые изменения.

Работаю в рамках психоаналитического подхода и имагинативной психотерапии, регулярно прохожу супервизии.

Мой собственный опыт личной и групповой терапии составляет более 1000 часов, что позволяет деликатно и внимательно работать с каждым клиентом.

У меня высшее психологическое образование: магистратура с отличием Московского института психоанализа по профилю «Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование», а также законченная четырехлетняя программа повышения квалификации «Психоаналитическая психотерапия и психологическое консультирование с применением методов кататимно-имагинативной психотерапии» в ННГУ им. Лобачевского.

Являюсь действительным членом и кандидатом в обучающие психотерапевты Ассоциации имагинативной психодинамической психотерапии, придерживаюсь этического кодекса ассоциации.

А еще я занимаюсь популяризацией психотерапии  пишу статьи, разрабатываю и веду курсы о психологии и здоровом отношении к себе.

Цены

Консультация по видео в Скайпе или в Вотсапе. Повышение для новых клиентов с сентября

50 мин.

3500 ₽

Психоаналитик

Алексей Андреевич
Пережогин

+7 908 153 48 98

г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д. 165 к. 11

Записаться на консультацию

Вы можете задать любой вопрос о психотерапии или записаться на консультацию. Это конфиденциально.