Случай из психотерапии: восстановление утраченного контакт с телом

Работа с телом — особенная часть психоаналитического процесса, потому что человек чаще всего гораздо более явно, чем в случае с психическими трудностями, может увидеть проявления болезненности в теле. Это приводит к тому, что, привыкнув к медицинской парадигме, человек может считать, что терапия помогает только тогда, когда видна быстрая и буквальная связь процесса терапии и исчезновения симптома. Однако, в психоаналитическом подходе мы смотри на причины возникновения симптома, исследуем их и работаем с ними в первую очередь — и это самый эффективный и глубокий, но небыстрый и непростой процесс.


Пару недель назад я выступал на психоаналитической конференции с общей темой "Мир тела как живая стихия в психодинамическом процессе". Я делал доклад о клиническом случае психотерапии, ключевое место в которой занимал процесс восстановления утраченного  контакта с телом. Я бы хотел поделиться некоторыми размышлениями и с вами (рассказ о случае согласован с клиенткой).

Практическая сторона
Сложности контакта с телом у клиентки, молодой девушки, заключался в нечуткости к своему телу, сложности определения, когда ей физически дискомфортно, неспособности достаточно позаботиться о себе (сон и еда отходили на второй план, если была срочная работа, а она такой была почти всегда), в сложностях выстраивания близких отношений, где предполагался не обязательно интимный контакт, но и возможность простых дружеских объятий.

Работа в терапии в течении нескольких лет позволила ей обрести понимание причин отсутствия этого контакта: в первую очередь, фрустрирующие и холодные отношения с матерью в раннем периоде жизни; отсутствие опыта адекватной заботы о себе позднее из-за сложностей обретения  уединенного и защищенного пространства; и, как следствие, - потребительское отношение к своему телу во взрослом возрасте, поддерживаемое высоким темпом жизни и необходимостью самоотречения ради карьеры.

Обнаружение этих причин и их связей было первым шагом к тому, чтобы клиентка начала иначе чувствовать свое тело; училась говорить о нарушении границ или о том, что просто сейчас не хочется контакта; в последствии отношения и с окружающими стали более доверительными и теплыми; а однажды жестко расставленные на работе границы не спровоцировали увольнение, чего она боялась больше всего, но позволили получить долгожданную руководящую позицию. И однажды про все это у нее появилась метафора: "Я будто раньше танцевала одна, а теперь могу танцевать и с другими людьми".

После доклада коллеги-психотерапевты рассказывали, как много в опыте их знакомых и клиентов молодых девушек, у которых похожая история. И как много среди них тех, которые идут забыться в ночной клуб: не с целью завести знакомства, но чтобы сначала в одиноком танце расплескать по танцполу накопленное напряжение, и в последствии в изнеможении обрести ощущение, что их тело пусть устало, но именно через эту усталость оно живо. В каждом таком одиноком танце есть действительно глубокое, часто даже неосознаваемое желание обрести способность танцевать с "другим" (и это не про буквального партнера).

Немного о теории
Тело — видимая часть души, тогда как душа — невидимая часть тела. И сегодня у многих из нас нарушен контакт с телом, с этой невидимой частью нас. Причин у этого множество, из актуальных и более высокоуровневых — то, что контакт с телом исчезает из-за отсутствия внимания к нему в большом городе (не хватает времени, даже если и есть регулярный фитнес и секс — немногие из сохранившихся способы ощутить свое тело), и в пандемии (когда фокус и на страхе, и на непредсказуемости, и на каких-то конкретных симптомах, а не на всей телесности), и много еще где.

Психоаналитик Дидье Анзьё говоря о важности телесных ощущений для психики, ввел такую концепцию "Я-кожа", или "кожа как эго". Это про то, как младенец изначально ощущает вообще себя — через тело. И только потом это становится внутрипсихических опытом, который через время становится символьно-образным, и уже будучи взрослым мы переходим к когнициям вида "я такой-то".

Т.е. первичные символы для младенца моторны, а не образны, — это буквально символика ощущения своего тела, контакта с ним, ощущения движений себя и обнаружения того, каков внешний мир на ощупь и как он откликается на касания, кусание, крик и тп. Эти процессы очень давние, глубокие, и потому работа через сознание с нарушениями, которые случились в раннем детском периоде, могут быть эффективны только до определенной степени.

В психоаналитической терапии я не работаю буквально с симптомами тела, так как важнее понять их причину, т.е. причину того, почему бессознательному человека важно эти симптомы породить и поддерживать. Одного осознания, варианты которого перечислены выше в практической части, было недостаточно, хотя это важная часть процесса.

Во время работы над случаем я также не использовал никаких упражнений или какого-то физического контакта — все происходит через психоаналитический диалог и имагинации. Работа с имагинациями — это техника работы со сновидениями наяву, расширяющая психоаналитическую практику. Во время представления образов, мы работаем с чистыми символами, и это похоже на сновидения: сознательная часть психики не блокирует такую работу, а позволяет мягко обнаружить скрытые страдания и начать исцеляться из собственных внутрипсихических ресурсов.

Статьи о психологии

Рассылка о психическом здоровье и способах себе помочь. Будет приходить не чаще, чем раз в месяц.